Ваши комментарии и предложения:sanikin@yahoo.com | ||
Содержание: | 10. Продолжение поисков "Львицы" | |
1)Предисловие 2)Учеба Рогозина и его друзей в Морском корпусе 4)Начало службы Рогозина на "Рюрике" 6)Переход Рогозина в Дивизию подплава 9)Письма
Ч.Мациевского 10)Продолжение поисков "Львицы" 11)Заключение 12)Литература |
Не найдя в книгах по
флоту прямых и косвенных
очевидцев гибели "Львицы"
и, не получив от Мациевского
точного маршрута следования
"Львицы" на последнюю ее
позицию в дозоре, я обратился к
документам Центрального
Государственного архива
Военно-морского флота СССР в
Ленинграде и печатным
материалам, касающимся
оперативных действий
подводных лодок 2-го дивизиона,
а также некоторых описаний
гидрографических особенностей
Финского и Рижского заливов.
Одновременно в ЦГАВМФ делал
выписки по личному составу
подлодок "Львица" и
"Пантера" в 1916-1917гг.
Установлено, что подводные
лодки "Тигр", "Львица"
и "Пантера" выходили
дежурить на позицию ╪2. 19 мая
1917г командованием Дивизии
подводных лодок
предписывалось при выходе на
позицию, следовать фарватерами
2, 3, 11, протраленными в минных
полях. Далее идти на маяк
Тахкун - 36, 20 (фарватеры) и
пройти незамеченным западнее
северной оконечности о-ва
Готланд, идти на Халмудден и от
него следовать неприятельским
курсом. Срок пребывания лодки
на позиции устанавливался
продолжительностью 8-10 суток.
(ЦГАВМФ ф.507, д.23, л.164) 27 мая, как пишет Быховский (6), "Пантера" вышла в море на свою старую позицию в районе Ландсорта" (маяк южнее Стокгольма). Далее следует описание встреч лодки с немецкими транспортами и миноносцами, в результате чего лодка получила повреждения и вынуждена была лечь на обратный курс. Обратный путь для "Пантеры" тоже был нелегким. Сначала, ее атаковали цеппелины и гидропланы, потом ее пыталась торпедировать немецкая подводная лодка. На базу в Ревель лодка вернулась 2-го июня досрочно, пробыв в походе 5 дней. Как предписывала инструкция, в случае вынужденного возвращения при подходе к Дагеррорту лодка получила по радио данные о протраленном курсе, которым следует возвращаться (ЦГАВМФ, ф.507, д.23, л.96). Как пишет известный подводник А.Матиясевич " позиция (район действия) обычно закреплялась за дивизионом подводных лодок. На Балтике такая организация боевой деятельности подводников сохранялась и в период Великой Отечественной войны" (10) Как свидетельствуют архивные документы: "Львица" 2-го июня 1917г в 7 час.08мин. ушла в поход на вест на позицию ╪2 и пропала без вести между 2-7 июня при исполнении служебного долга". (ЦГАВМФ, ф.507, д.74, лл. 29, 63). |
|
Если до 1956г о
месте и причинах гибели п.л.
"Львица" не было даже
предположений, то с началом
поисков лодки в 1956г о некоторых
обстоятельствах гибели
"Львицы" появились две
версии: одна из них была
высказана научным сотрудником
Центрального военно-морского
музея Бушуевой, сообщившей
автору, что "Львица"
утонула по неизвестной причине
в районе мыса Дагеррорт у о-ва
Даго (Хийумаа) при входе в
Рижский залив. Основанием
версии, по словам академика
А.Берга, плававшего в 1917г в этом
районе на английской подлодке
типа "Е", послужила
торпеда, принадлежавшая
"Львице" и обнаруженная в
этой части Балтийского моря.
Прежде чем говорить о другой
версии, выдвинутой автором,
следует остановиться на версии
Бушуевой-Берга. Выше отмечалось, что цели походов подлодок 2-го дивизиона, куда входила "Львица, определялись заданиями командования, в которых не содержалось указаний на заход подлодок 2-го дивизиона в акваторию Рижского залива. В виде исключения, такая возможность считалась вынужденной в случае экстренных обстоятельств, возможных постичь подлодку при ее возвращении из похода. Как пример, можно привести случай с "Пантерой", севшей на мель у дагеррортского пролива. Кроме того, в публикациях по тралению фарватеров в Рижском заливе сведения о нахождении потопленных там подлодок отсутствуют (11). По данным гидрографии характер глубин в пределах Рижского залива отличается мелководьем особенно у острова Рухну (Руно). Углубления имеются лишь между этим островом и мысом Колка. К югу от него также располагаются мели, лишь к северо-востоку от Кихну имеются углубления (12). Отличаясь небольшими глубинами, Рижский залив лишал возможности маневрирования лодки типа "Барс", имеющих длину около 70м. Если учесть заминированность Ирбенского, Соэло-Зундского, Моонзундского и других проливов ведущих в залив, а также артиллерийские батареи на занятых немецкими войсками берегах, то проход больших подводных лодок был исключительно рискованным (13). Понимание этих факторов делало невозможным направление подводных лодок весной 1917г в этот район Балтийского моря. В определении места трагедии "Львицы" я опирался на распоряжения и инструкции командования Дивизии подводных лодок, найденные мной в ЦГАВМФ, по которым лодки 2-го дивизиона должны были нести дозорную службу на позиции ╪2 около берегов о. Готланд. Как показал поход "Пантеры" в этот район, немцы, обнаружив регулярность посещения русскими подводными лодками шведских нейтральных вод, вели внимательное наблюдение в районах маяка Ландсорт о-ва Готска-Санде и Кальмар-3ундского пролива. Об этом говорит сосредоточение воздушных (цеппелинов и гидропланов), надводных и подводных сил в этой части Балтийского моря. На "Львице", вышедшей на позицию до прихода "Пантеры" в Ревельскую базу, могли не знать об изменившейся обстановке в районе предстоящего дозорного дежурства. К тому же, прибывшие за 10 дней до выхода лодки в море командир (ст. лейт-т Воробьев) и с ним 4 офицера, ранее служили в других дивизионах Дивизии подв. лодок, поэтому были мало знакомы с особенностями плавания в этом районе. Половина команды мало была знакома с лодкой и не имела достаточной практики управления механизмами в сложной боевой обстановке. Надеясь найти подтверждения своей версии, мне пришлось много раз посетить ЦГВМ Музей в г. Ленинграде, а также 2 раза быть в Таллинне, и 1 раз - в Кронштадте. Однако там я не встретил очевидцев событий весны 1917г и не нашел документов, отражающих тот период деятельности Дивизии подводных лодок. Собственно говоря, отсутствие материалов о гибели "Львицы" служит косвенным доказательством того, что "Львица" потерпела крушение или была потоплена вне территориальных вод России, где за 80 прошедших лет она не могла быть обнаружена. Известно, что специальных поисков лодки за этот период не велось, хотя после Великой Отечественной войны на Балтике были организованы поиски более 10 пропавших советских подводных лодок. Путем тщательного траления и другими методами обследования грунта Балтийского моря, многие из них были найдены, что увеличивает шанс обнаружения "Львицы", если бы она погибла в наших водах. Не исключено, что лодка, была потоплена шведскими кораблями, когда русские подлодки топили шведские пароходы с немецкими грузами. В период 1-й Мировой и Гражданской войн этот факт мог быть скрыт из-за того, что Швеция не находилась в состоянии войны с Россией. Гибель "Львицы" в шведских территориальных водах, где в целях обороны своих коммуникаций, она могла быть потоплена шведскими судами - одна из достоверных версий, объясняющих ее пребывание в неизвестности. Из небытия
"Львица" всплыла, вернее
появилось ее название в
официальных бумагах. Началом
переписки послужило сообщение,
переданное в апреле 1993г в одной
из передач радиопрограмм
"Эй-би-си" по российскому
каналу. В сообщении говорилось,
что шведскими спасателями на
грунте близ о. Готланд
обнаружена русская подводная
лодка, затонувшая в 1-ю Мировую
войну. Немедленно обратившись
в шведское посольство с
просьбой сообщить мне название
лодки, я только через 3 месяца
получил ответ. Письмо было
подписано шведским морским
атташе г-ном И.Хаглундом,
который писал: Невзирая на эти
неясности, я написал в журнал
"Вокруг света" с просьбой
включить меня в состав
экспедиции, как бывшего моряка
и родственника лейтенанта
А.И.Рогозина. От имени журнала
мне ответил его сотрудник спец.
корр. В.В.Лобыцын: Лобыцын, окончательно утвердившись, что найденная лодка - не "Львица", начал отстаивать мнение, что это- "Барс" на том основании, что на "Барсе" были "приспособления для сбрасывания мин заграждения". В доказательство он приводит выявленные на пленке устройства для сбрасывания мин, которых не было на "Львице" и "Гепарде". Этим доказательствам Владимир Викторович посвятил материалы, напечатанные в г-те "Красная Звезда" 28 ноября 1997г и в январе 1998г. Большой ошибкой в этих статьях явилось утверждение, что лодки 1-го дивизиона в мае 1917г базировались в Гангэ. Следствием этой ошибки явились неверные указания маршрутов следования "Барса", "Волка", "Вепря" и "Гепарда" на позицию. Вопреки этому утверждению, документами ЦГАВМФ и публикациями (1) доказывается, что все лодки т. "Барс" весной 1917г базировались в Ревеле. 3 лодки 1-го дивизиона были переведены в Гангэ в июле 1917г по политическим соображениям. Точное указание базы позволяет определить правильность маршрута движения лодок на позицию и окончание похода при возвращению лодок на базу. Определение точного маршрута походя, в свою очередь, служит направляющей канвой ведения поиска пропавшей лодки и позволяет установить название затонувшего судна. Неправильность в указании маршрутов движения лодок усматривается уже в том, что Лобыцын указывает на ориентиры движения лодок при возвращении на базу, створ м. Дагерорт и о-ва Даго. Однако эти географические пункты расположены в стороне от движения на Гангэ (На карте, помещенной в статье "Раскрыта тайна подводной лодки "Барс", поход лодок, отмеченный пунктиром, показывает их путь вдали от створа). Следовательно, этот ориентир нужен был лодкам для движения на базу в Ревель. |
||
Хотя координаты места погребения затонувшей лодки известны независимо от расположения базы 1-го дивизиона в мае 1917г, ее название, до подъема из глубин, можно считать окончательно установленным тогда, когда будет прослежен весь маршрут следования лодки. |
||
Cледующая глава | ||
|Предисловие |Учеба
Рогозина и его друзей в Морском
корпусе | Семья
инженера Борович | |Начало службы Рогозина на "Рюрике" |Письма Рогозина к жене.| |Переход Рогозина в Дивизию подплава |Служба подводника Ю.Пуаре | |Поиски сослуживцев Рогозина |Письма Ч.Мациевского в Саратов | |Продолжение поисков "Львицы" |Заключение |Литература| |
Send your comments
to: sanikin@yahoo.com
(c)1998-99 Design by Sergey Anikin
Phone: (+7 812) 495-82-80