Ваши комментарии и предложения:sanikin@yahoo.com | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание: | 6. Письма Александра Рогозина в дивизию подплава | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1)Предисловие 2)Учеба Рогозина и его друзей в Морском корпусе 4)Начало службы Рогозина на "Рюрике" 6)Переход Рогозина в Дивизию подплава 9)Письма
Ч.Мациевского 10)Продолжение поисков "Львицы" 11)Заключение 12)Литература |
Летом 1916г. после
окончания штурманских классов
для подводников приказом ╪ 846
от 17 августа 1916г. по Дивизии
подводных лодок "явившийся 16
сего августа 1916г. на вверенную
мне дивизию мичман Рогозин
("крейсер "Рюрик")
назначается на вакансию
вахтенного начальника на
подлодку "Пескарь" с
откомандированием на подлодку
"Пантера" (ГАВМФ, ф.507, д.68,
л.11). Подводная лодка, "Пескарь" являлась учебной подлодкой. Она была построена в 1904 г. по проекту американского инженера Голланда невским заводом в Петербурге. Вошла в состав учебного отряда подводного плавания, базирующегося в Либаве у транспорта "Хабаровск". Имела водоизмещение 105/122 т, мощность двигателей 160/70 л. с., скорость 8,5/6,0 узлов, дальность плавания 500/30 миль. Длина лодки - 20 м., ширина - 3,5 м., осадка - 2,9 м. Экипаж состоял из 3-х офицеров и 25 матросов. Вооружение - 1 трубчатый торпедный аппарат. Классы для офицеров и школа для обучения команд находились на транспорте "Хабаровск". Офицеры учились 10 мес., матросы и унтер-офицеры - 4-10 мес. В военное время сроки обучения подводников были сокращены до 6 мес. (1). С 1914г. штурманские классы были оборудованы на транспорте "Митава". Особенностью службы на подводных лодках является ее нулевая плавучесть в подводном положении, поэтому незначительное поступление воды внутрь корпуса делает ее плавучесть отрицательной и лодка резко уходит в глубину. Погружение лодки ниже предельного уровня угрожает повреждением корпусу лодки, отсюда требуется обученность экипажа владением механизмами систем погружения. В военное время при обучении команд и офицеров, на "Пескаре" стало больше уделяться внимания торпедным стрельбам: если в 1912г. было сделано 20 торпедных выстрелов, то в 1914г. их было сделано 38. С началом войны сократилось время отведенное на практическую отработку приемов управления лодкой, если до войны на это отводилось 2-3 месяца, то с началом войны этот срок сократился до 1,5 месяцев. 30 сентября 1916г. приказом по Дивизии подводных лодок за ╪1030 мичман Рогозин (п.л. "Пескарь") назначается на п.л. "Пантера" на вакансию вахтенного начальника. (ЦГАВМФ ф.507, д. 68, л.50). Подводная лодка "Пантера" типа "Барс" была заказана заводу Ноблесснер в Ревеле в 1912г., спущена на воду в апреле 1916г., вступила в строй 5 августа 1916г. Имела длину 67,97м., ширину-4,47, осадку - 3,94м., водоизмещение 650/780 тонн, мощность двигателей 2(250/2(450 л.с., скорость -11,5/8,5 узлов, район плав.2500/30 миль; вооружение: торпедные аппараты - 8 трубчатых и 8 Джевецкого, артиллерия: 1-57 мм и 1 -37мм орудия, 1 пулемет, скорость погружения 3 мин., глубина погружения 50м. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 октября 1916г. "Пантера" вышла из Ревеля в море. Это был первый боевой выход Рогозина на подводной лодке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.л. "Пантера". Выход на рейд. 1916 г. | До банки Харрилайд лодки шли в кильватерном строю, потом разошлись и пошли, каждая на свою позицию. На рассвете следующего дня командир "Пантеры", когда лодка находилась на перископной глубине, обнаружил неизвестную подлодку. Не желая быть увиденной, "Пантера" ушла на глубину. Позже выяснилось, что неизвестной подлодкой была п.л. "Тигр" и только твердое решение командира "Пантеры" не обнаруживать себя до встречи с крупными немецкими судами спасло "Тигр" от торпедной атаки. На следующий день был обнаружен караван немецких транспортов. Суда шли без опознавательных знаков. С 20 кабельтовых (2 мили) "Пантера" приготовилась атаковать конвой, но была замечена сторожевыми кораблями противника. Уклоняясь от тарана, лодка быстро погрузилась в воду. Через несколько часов, всплыв под перископ, в районе маяка Ландсорт лодка обнаружила большой караван судов. С расстояния 8 кабельтовых "Пантерой" был сделан залп из 3-х носовых торпедных аппаратов, после чего лодка сразу ушла на глубину. Через минуту по взрыву, раздавшемуся на поверхности, было определено, что торпеды достигли цели. Взрывной волной заклинило горизонтальные рули лодки, ударившись о грунт, "Пантера" всплыла. У нее была нарушена герметичность глушителей и повреждена кормовая цистерна.. Обнаружить лодку помешала туманная погода и она в надводном положении возвратилась на базу. По приходу выяснилось, что при атаке конвоя у м. Ландсорт были потоплены транспорт и канонерская лодка немцев. За этот удачный поход командир "Пантеры" ст. лейтенант Палицын досрочно был произведен в капитаны 2-го ранга, а некоторые члены команды представлены к боевым наградам. Однако среди них вахтенный начальник мичман Рогозин не значился. Причиной этого могла быть неудачная попытка ст. офицера лейтенанта Соколова, пришедшего на лодку одновременно с Рогозиным, управлять лодкой при следовании ее на базу. Рогозин, находясь в непосредственном подчинении ст. офицеру, следовал его указаниям и лодка в одном из проливов Рижского залива села на мель. За проявленную халатность лейтенант Соколов был переведен ст. офицером на п.л. "Рысь" (6) (ЦГАВМФ, ф.507, д. 68, л.44). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.л. "Рысь" у плавучего дока | Командование Балтийским флотом, учитывая боевой стаж офицера Рогозина, начавшийся с 1914г, а также немалую роль штурмана "Пантеры" в ее успешном походе, повысило его в звании. Приказом ╪1307 от 6 декабря 1916г. было объявлено по Дивизии подводного плавания: "Высочайшим приказом по флоту от 6 декабря 1916г. за ╪1660 произведен в высший чин мичман Рогозин в лейтенанты по линии" (ЦГАВМФ, ф. 509, д. 71, л. 104). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.л. "Волк" у транспорта "Тосно". 1916 г. | В начале марта Ляля родила девочку, назвали Зоей. С прибавлением в семье, ответственность Рогозина за ее благополучие повысилась. С не меньшей ответственностью работает штурман Рогозин по приготовлению лодки к навигации 1917г. Неожиданное изменение по службе заставляет его перейти на подводную лодку "Львица". В приказе ╪62 от 25марта 1917г. засвидетельствовано: "Лейтенант Рогозин (Дивизии п.л.) назначается и.д. старшего офицера п.л. "Львица" (ЦГАВИФ ф.507, д.71, л.112). "Львица" была однотипной с "Пантерой" подводной лодкой (типа "Барс"), что облегчало ознакомление с ней. Обе лодки входили во 2-й дивизион и стояли рядом у своей базы, транспорта "Европа", находящегося в довольно дряхлом состоянии. В минувшею году "Львица" сделала несколько боевых выходов в море. В последнем походе в октябре 1916г. лодка получила небольшие повреждения вертикального руля. Приход Рогозина совпал с окончанием зимнего ремонта, и лодка находилась в состоянии готовности выхода в море. Однако недокомплект офицеров и команды, составлявший 50% от штатного, снижал боевую готовность лодки. Командир "Львицы" лейтенант Яцынич, заболевший воспалением легких, лежал в госпитале. Инженер-механика мичмана Лежнева укусила бешеная собака и он ходил на уколы. На судне не было минера. Кроме Рогозина на лодке из офицеров находились лишь штурман мичман Гипиус (ЦГАВМФ, ф.507, д.68, л.64). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.л. "Гепард" и "Барс" у транспорта "Тосно". 1916 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.л. "Вепрь" на заводе "Ноблесснеръ". 1916 г. | Отправив семью в Саратов, Рогозин пишет туда в конце апреля: "Милая и дорогая Лялюся! Дорогие Володя и Зоя! Ну как вы добрались до Саратова, наверное ты порядочно измучилась. Усадил-то я вас прилично, но не думаю, что вы долго ехали вдвоем, наверное вам вскоре и ...спать не пришлось. Ну да раз уж заняли место, то не пришлось стоять хоть до Петрограда... там боюсь пришлось вам туго, если Поле (няне) не удалось достать билет на поезд прямого сообщения.. Теперь я думаю вы уже в Саратове и отдыхаете с дороги... Работы сейчас у меня много. Все время беготня. Раньше я до 5-30 работал, теперь уделяю и после ужина время часов до девяти и больше. Был у Лежнева по случаю дня его рождения на обеде. Там я договорился, чтобы он для тебя снял комнату, хотя я не знаю твоего мнения, может быть оно теперь другое, чем до отъезда, если не снимут, то можно устроиться в гостинице.. Завтра я должен быть в Морском собрании на митинге. 1 мая в манифестации я вышел собственной персоной и довольно ясно меня можно различить. Вот куплю фотографию, пошлю свою карточку. Нового у меня нет, разве только каюта (на "Европе") у меня неважная. На вторую ночь проснулся от дождя, над самой моей койкой трещины, и потекло, всю койку как есть замочило... и получил сильный насморк и кашель. Сегодня немного легче. Ну как вел себя в дороге Володя и как Зоя, надеюсь ты опишешь подробно дорогу. Посему жду скорого письма, а пока целую всех вас крепко и горячо. Остаюсь любящий вас отец и муж. Шура." Следующие письма в Саратов Рогозин писал в мае. В них будничное спокойствие о житейских делах чередуется с беспокойством о делах служебных, в частности о вверенной ему лодке. "Милая и дорогая Лялюся, Зоя и Володя! Большое спасибо тебе за письмецо.. В прошлом письме я тебе писал, что Лежнева укусила бешеная собака. А теперь командир схватил крупозное воспаление легких и я опять остался один, что называется и командир, и старший офицер, и вахтенный начальник, и механик. Страшно тяжело, тем более, что сейчас самое горячее время, надо лодку окончательно приготовить. Мне приходится не только лодку приготовлять, но и самому обучаться всему. Целыми днями занят. Сегодня вернулся, но и сейчас отдыха нет. До сих пор не могу ничего почитать. Сегодня в море проболтался до 11 часов.. Завтра рано надо вставать, почти каждый день в 8 утра выхожу, дел много... Были, правда, свободные дни, так Лежнева, была именинница, а вчера - Мациевский. Теперь еще прибавилась работа, надо ходить в госпиталь к командиру. Долго так продолжаться не может... Слава Богу, что Володе хорошо теперь, ему раздолье в Зининых игрушках рыться... Ну как дедушка доволен ли своим крестником, наверное тоже его сильно балует. Полмесяца прошло, через полмесяца, как условились, ты должна приехать. Боюсь тебе трудно будет выбраться оттуда, да и с детьми жалко расставаться. Теперь положение все меняется, ничего определенного нет, все выходит иначе, чем думали. Очень возможно, что мы здесь останемся на все лето. Тогда будет очень хорошо, как в прошлом году, ведь только в октябре начали уходить. Я думаю, что скоро выяснится, во всяком случае к числу 20-му. Надеюсь в этом месяце получить квартирные. Деньги тогда.. вышлю. Ты, наверное, сидишь без денег, только не пишешь. Я тебе пошлю все. Сколько понадобится возьмешь, остальные положи или на книжку, или открой счет на свое имя..." В первом письме после отъезда жены в Саратов, Рогозин сетует, "и опять остался один". Этой фразой он напоминает жене, что ему уже приходилось одному решать вопросы за офицеров, списавшихся с лодки и за командира, когда у того сложились конфликтные отношения с командой "Львицы". В словах "так долго продолжатся не может" Рогозин выражает надежду, что судовой комитет "Львицы", избравший по воле команды Рогозина командиром лодки, получит согласие со стороны комитета Дивизии подплава и Рогозин будет утвержден командиром "Львицы". Однако комитет Дивизии не утвердил выбор команды "Львицы" и Рогозин, оставаясь старшим офицером, вынужден был ходить в госпиталь к командиру, чтобы выслушивать его распоряжения. Вот последнее письмо
Рогозина в Саратов от 27 мая 1917г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.л. "Львица" в море. 1917 г. | В составе экипажа "Львицы" по списку, приведенному ниже, числилось 7 офицеров, 1 гардемарин, 35 унтер-офицеров и 2 матроса.
(ЦГАВМФ, ф.989, д.314,
л.14). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исполняя Вашу просьбу, посылаю Вам вещи из квартиры на Дачной улице, но чтобы вещи доставить в целости просил довести свою команду, которая сама предложила мне это сделать. Вещи сопровождают Куприн и Кухта (?). Я им дал 100 рублей. Дело в том, что вещи в дороге могут пропасть, а потому я и посылаю 2-х человек. Как получите вещи, будьте добры напишите мне и дайте письмо Куприну, он мне его доставит. Пока, желаю всего лучшего. Уважающий Вас Н.Лежнев." С полученными вещами мужа оборвалась связь Ляли Рогозиной с Балтийским флотом. Это была последняя весть от подводников - сослуживцев лейтенанта А.И.Рогозина. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Cледующая глава | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|Предисловие |Учеба
Рогозина и его друзей в Морском
корпусе | Семья
инженера Борович | |Начало службы Рогозина на "Рюрике" |Письма Рогозина к жене.| |Переход Рогозина в Дивизию подплава |Служба подводника Ю.Пуаре | |Поиски сослуживцев Рогозина |Письма Ч.Мациевского в Саратов | |Продолжение поисков "Львицы" |Заключение |Литература| |
Send your comments
to: sanikin@yahoo.com
(c)1998-99 Design by Sergey Anikin
Phone: (+7 812) 259-82-80